Итак, больной- 4В на А-100.44.89. Диагноз- не работает сервопривод дроссельной заслонки вследствие смерти микросхемы SIEMENS TLE4202 в блоке управления.
Вскрытие показало, что она обуглена (как и часть платы вблизи) и разрушилась. Вопрос: почему она умерла именно ТАК, почему перегрелась? Поиск ответа оставлен на потом.
В Москве (да и в регионах наверняка) купить эту микросхему практически невозможно. Причина- она снята с производства СИМЕНСОМ. Поиск решения показал, что сам СИМЕНС рекомендует использовать вместо нее TLE5205-2. У этой микросхемы тот же корпус, но, к сожалению, у нее другое назначение выводов ("распиновка"). Она выдерживает постоянный ток нагрузки 5А против 2А у 4202, и еще по ряду параметров он получше.
ВНИМАНИЕ! Брать надо или TLE5205-2 или TLE5205-2S, так как только они в подходящем корпусе. Иногда по базам продавцов они проходят как TLE5205 (т.е. без "-2"), но обратите внимание на последнюю букву. Бывают еще G и GP, которые в других корпусах: их трудно пристроить в блок и с отводом тепла будут трудности.
О, чудо, такую микросхему можно легко купить в Москве. Я купил за 170 р. в магазине "ЧИП и ДИП". Схему проезда смотреть здесь: http://www.chip-dip.ru/about/index.html). Кроме того, есть у них Интернет-магазин, так что можно из регионов заказать доставку почтой. Правда, сумма заказа не менее 1000 руб, :-((((. Ну ладно, не буду от темы отклоняться.
Монтаж в блок. Конструктивно- без проблем (корпус тот же), а вот из-за другой распиновки пришлось часть монтажа выполнить навесными проводками. Ниже на рисунках показана нумерация выводов на рассматриваемых микросхемах (МС). Для большей ясности показаны две проекции. Порядок следования "ног" у обоих схем одинаков, но их назначение разное!
рис. 1 |
рис. 2 |
Номер вывода | 4202, плата блока | 5205 |
1 | вход 1 | выход 1 |
2 | инвертирующий вход 3, для нас он не важен | флаг ошибки. может использоваться "продвинутыми" системами, в моно-джет он не нужен |
3 | выход 1, с него уходит сигнал на мотор | вход 1 |
4 | общий ("масса", "земля") | общий ("масса", "земля") |
5 | выход 2, с него уходит сигнал на мотор | вход 2 |
6 | напряжение питания | напряжение питания |
7 | вход 2 | выход 2 |
Легко видеть, что основные ноги "вывернуты наизнанку". Как сделал я. перед установкой в плату все ноги 5205 кроме 4-й и 6-й отогнул "вперед", на рис. 1 это соответствует "вверх". Вывод 2 можно вообще аккуратно откусить за ненадобностью.
Очень желательно найти одножильные медные проводники в изоляции сечением не менее 0.5 кв. мм. Если нет одножильных, можно обойтись и многожильными. Общая идея- чем больше сечение, тем лучше. Диаметр проводника со снятой изоляцией- не более 1 мм, иначе в плату не вставите. Сколько штук- сами посчитаете. Дина- около 3 см, а вообще кому как удобно, но чем короче, тем лучше. Зачистить от изоляции с обеих сторон около 3-4 мм, больше не надо.
ВНИМАНИЕ! При монтаже главная задача- не отломить ноги у микросхемы. Они очень тонкие, и если отломите у корпуса (а чаще всего именно так они и ломаются) хоть одну- можете смело новую микросхему покупать.
рис. 3 |
Контакты на плате тоже расположены в шахматном порядке их нумерация повторяет нумерацию выводов на рис.1.
Должно получиться примерно так, как на рис. 3 |
При сборке обратите внимание, чтобы корпус микросхемы хорошо встал на прежнее место- на подложку для отвода тепла.
Надеюсь, что не надо отдельно уточнять, что паять надо быстро и аккуратно. Микросхема- не радиатор. Чем дольше греешь- тем хуже.
ВОТ И ВСЕ.
Если Вы уверены, что у Вашей машины проводка от ЭБУ до моторчика в первозданном виде, а также в том, что при пайке Вы не перепутали входы и выходы 1 и 2, можете дальше не читать.
В моем случае было так. Выходы и входы я не перепутал. Но при установке собранного блока мотор не двигался при включении зажигания на холодном двигателе, а ведь должен был приоткрыть заслонку! НЕМЕДЛЕННО выключить зажигание! Взять мультиметр, подготовиться померить напряжение между контактами 1 и 2 разъема, идущего на мотор. Включить зажигание, померить напряжение, выключить зажигание. ДУМАТЬ.
Если есть напряжение а мотор не движется:
Включить зажигание, посмотреть что происходит, выключить зажигание. ДУМАТЬ.
В моем случае при этом шток уехал в крайнее утопленное положение. Вывод: провода все-таки перепутаны. Решение- либо снова разбирать ЭБУ и проверять правильность распайки, а может и специально "перебросить провода". Так, чтобы вход 1 с платы попадал на вход 2 МС, и наоборот. Либо поменять местами провода в разъеме. Либо недалеко от разъема перерезать провода и собрать их на скрутках (варварский способ). Кому что больше по душе.
В результате, как известно, при включенном зажигании шток привода должен немного "ходить туда-сюда": так ЭБУ поддерживает обороты.
Если кому интересно больше, а может кто что не совсем понял- пишите на мыло, постараюсь всем ответить.
Дмитрий ТАРАСОВ, Москва.