Неисправность сервопривода дроссельной заслонки на Mono-Jet

Диагноз

Итак, больной- 4В на А-100.44.89. Диагноз- не работает сервопривод дроссельной заслонки вследствие смерти микросхемы SIEMENS TLE4202 в блоке управления.

Вскрытие показало, что она обуглена (как и часть платы вблизи) и разрушилась. Вопрос: почему она умерла именно ТАК, почему перегрелась? Поиск ответа оставлен на потом.

Чем заменить

В Москве (да и в регионах наверняка) купить эту микросхему практически невозможно. Причина- она снята с производства СИМЕНСОМ. Поиск решения показал, что сам СИМЕНС рекомендует использовать вместо нее TLE5205-2. У этой микросхемы тот же корпус, но, к сожалению, у нее другое назначение выводов ("распиновка"). Она выдерживает постоянный ток нагрузки 5А против 2А у 4202, и еще по ряду параметров он получше.

ВНИМАНИЕ! Брать надо или TLE5205-2 или TLE5205-2S, так как только они в подходящем корпусе. Иногда по базам продавцов они проходят как TLE5205 (т.е. без "-2"), но обратите внимание на последнюю букву. Бывают еще G и GP, которые в других корпусах: их трудно пристроить в блок и с отводом тепла будут трудности.

Где купить

О, чудо, такую микросхему можно легко купить в Москве. Я купил за 170 р. в магазине "ЧИП и ДИП". Схему проезда смотреть здесь: http://www.chip-dip.ru/about/index.html). Кроме того, есть у них Интернет-магазин, так что можно из регионов заказать доставку почтой. Правда, сумма заказа не менее 1000 руб, :-((((. Ну ладно, не буду от темы отклоняться.

Монтаж

Монтаж в блок. Конструктивно- без проблем (корпус тот же), а вот из-за другой распиновки пришлось часть монтажа выполнить навесными проводками. Ниже на рисунках показана нумерация выводов на рассматриваемых микросхемах (МС). Для большей ясности показаны две проекции. Порядок следования "ног" у обоих схем одинаков, но их назначение разное!

рис. 1

рис. 2

Номер вывода 4202, плата блока 5205
1 вход 1 выход 1
2 инвертирующий вход 3, для нас он не важен флаг ошибки. может использоваться "продвинутыми" системами, в моно-джет он не нужен
3 выход 1, с него уходит сигнал на мотор вход 1
4 общий ("масса", "земля") общий ("масса", "земля")
5 выход 2, с него уходит сигнал на мотор вход 2
6 напряжение питания напряжение питания
7 вход 2 выход 2

Легко видеть, что основные ноги "вывернуты наизнанку". Как сделал я. перед установкой в плату все ноги 5205 кроме 4-й и 6-й отогнул "вперед", на рис. 1 это соответствует "вверх". Вывод 2 можно вообще аккуратно откусить за ненадобностью.

Очень желательно найти одножильные медные проводники в изоляции сечением не менее 0.5 кв. мм. Если нет одножильных, можно обойтись и многожильными. Общая идея- чем больше сечение, тем лучше. Диаметр проводника со снятой изоляцией- не более 1 мм, иначе в плату не вставите. Сколько штук- сами посчитаете. Дина- около 3 см, а вообще кому как удобно, но чем короче, тем лучше. Зачистить от изоляции с обеих сторон около 3-4 мм, больше не надо.

Теперь самое интересное

ВНИМАНИЕ! При монтаже главная задача- не отломить ноги у микросхемы. Они очень тонкие, и если отломите у корпуса (а чаще всего именно так они и ломаются) хоть одну- можете смело новую микросхему покупать.

рис. 3

 

Контакты на плате тоже расположены в шахматном порядке их нумерация повторяет нумерацию выводов на рис.1.

  1. Микросхема устанавливается в плату и выводы 4 и 6 запаиваются
  2. в пустые отверстия на плате (кроме 2-го) паяем заготовленные проводники одним концом.
  3. другим концом проводник из отверстия 1 паяем на 3-ю ногу МС. Паять внахлест.
  4. справляясь с таблицей, повторяем операцию для ног 5, 1,7.
  5. еще раз проверяем правильность распайки, отсутствие "плюх" и грязи на плате.
  6. ТЕСТЕРОМ (а не визуально) проверяем отсутствие замыканий и прохождение сигала от ноги микросхемы до контактов в разъеме ЭБУ.

Должно получиться примерно так, как на рис. 3

При сборке обратите внимание, чтобы корпус микросхемы хорошо встал на прежнее место- на подложку для отвода тепла.

Надеюсь, что не надо отдельно уточнять, что паять надо быстро и аккуратно. Микросхема- не радиатор. Чем дольше греешь- тем хуже.

ВОТ И ВСЕ.

Возможные побочные эффекты

Если Вы уверены, что у Вашей машины проводка от ЭБУ до моторчика в первозданном виде, а также в том, что при пайке Вы не перепутали входы и выходы 1 и 2, можете дальше не читать.

В моем случае было так. Выходы и входы я не перепутал. Но при установке собранного блока мотор не двигался при включении зажигания на холодном двигателе, а ведь должен был приоткрыть заслонку! НЕМЕДЛЕННО выключить зажигание! Взять мультиметр, подготовиться померить напряжение между контактами 1 и 2 разъема, идущего на мотор. Включить зажигание, померить напряжение, выключить зажигание. ДУМАТЬ.

Если есть напряжение а мотор не движется:

  1. проверить мотор. как- известно. прямой подачей напряжения. в мануале написано до 6 В, я подавал и 12 с АККУ. Удивлены??? Не знаю у кого как, а у меня прямо на моторе (который внутри этой черной пластиковой коробочки BOSCH) написано 13V. Более того, с ЭБУ на мотор в рабочем режиме приходит около 8.3 В! Так что ИМХО  ничего не сгорит, если при достижении приводом крайнего положения напряжение снимать.
  2. если мотор работает, попробуйте после предыдущего пункта оставить его шток не в утопленном до упора положении, а в среднем (на глаз).

Включить зажигание, посмотреть что происходит, выключить зажигание. ДУМАТЬ.

В моем случае при этом шток уехал в крайнее утопленное положение. Вывод: провода все-таки перепутаны. Решение- либо снова разбирать ЭБУ и проверять правильность распайки, а может и специально "перебросить провода". Так, чтобы вход 1 с платы попадал на вход 2 МС, и наоборот. Либо поменять местами провода в разъеме. Либо недалеко от разъема перерезать провода и собрать их на скрутках (варварский способ). Кому что больше по душе.

В результате, как известно, при включенном зажигании шток привода должен немного "ходить туда-сюда": так ЭБУ поддерживает обороты.

Если кому интересно больше, а может кто что не совсем понял- пишите на мыло, постараюсь всем ответить.

Дмитрий ТАРАСОВ, Москва.

tarassov@engineer.com, dima@swc.ru